Стоковые изображения от Depositphotos
Билеты на фестиваль Korea Spotlight в Алматы фанаты K-pop-айдолов расхватали за 10 минут, трижды «уронив» сайт за такой промежуток времени. Организаторы говорят, что подобная картина наблюдается везде, где проходят гастроли K-pop-звезд – билеты раскупаются с такой скоростью, сколько бы они ни стоили, и в каком бы количестве ни продавались. Чему можно поучиться у создателей Korean pop? Как наработки представителей южнокорейского шоу-бизнеса могут использовать их коллеги в Казахстане, включая промоутеров, ивенторов, IT-специалистов, маркетологов и пиарщиков? Как создаются сильные фан-комьюнити, в том числе в соцсетях, и помогают продвигать продукт дальше? Обо всем этом организаторы фестиваля будут говорить в Алматы на панельной дискуссии, которая состоится 22 июня в БЦ Forum. В преддверии панельной дискуссии и самого шоу промоутер европейских и СНГ-туров София Чиванова ответила на вопросы об организации таких туров.
— София, чем K-pop в туринге отличается от гастролей американских и других артистов?
— Первое – большая стоимость. Поэтому и самих туров происходит меньше, и меньше городов, которые посещают корейские группы, чем обычно охватывают американские или британские артисты. К сожалению, это пагубно влияет на экономику больших K-pop-мероприятий. Потому что здоровый туринг подразумевает большое количество шоу иногда день в день. Например, три дня подряд шоу, потом небольшая передышка, а затем снова шоу – день за днем. В K-pop это часто невозможно, потому что даже в самых маленьких турах участвует очень много людей – в 2-3 раза больше, чем в командах западных артистов. Средняя K-pop-группа, которая собирает 3-4 тысячи фанатов в городе, где гастролирует, обычно везет с собой не менее 40 человек, даже ближе к 60. И, например, европейский тур K-pop-группы означает, что ее выступление охватит максимум 5-6 европейских городов. В отличие, опять же, от американцев или англичан, которые за один тур запросто делают по 20 шоу. Так происходит потому, что жанр до сих пор является нишевым, он все еще субкультурный. И это до сих пор не поп-музыка, как явление, скажем, Эда Ширана или другого западного артиста, который может запросто проехать 5 городов в Германии, потом столько же в Англии или любом закоулке Европы, Латинской Америки – где угодно. K-pop пока что не справляется с таким набором. Проекты стоят достаточно дорого: чтобы вывезти такое количество людей в такой тур, промоутерам нужно очень много денег. За счет этого поднимаются цены на билеты. А поскольку фанатов в мире пока еще не так много, как и денег у них, поклонникам чаще всего приходится летать на концерты, так как большие шоу доезжают не до всех городов, где их желали бы увидеть.
— А кто участвует в туре?
— Прежде всего, сами артисты. Как правило, K-pop-группы состоят из достаточно большого количества участников – что мальчишечьи, что девичьи – ребят может быть от 5 до 12, а то и больше. Соответственно, на всю эту бригаду при их идеальном визуальном имидже необходимо много стилистов. Если в группе 8-10 участников, с ними будет как минимум 2 стилиста по волосам и 2-3 специалиста по мейкапу. Потому что в день шоу и вообще при любом появлении артистов на публике им накладывают профессиональный грим, тщательно укладывают волосы. И все это требует огромного количества времени. Артисты в это время не успевают выспаться. Потому что надо привести такое количество людей в идеальный внешний вид с тем лоском, которым славятся K-pop-айдолы, ребятам приходится спать совсем немного, чтобы в 7 утра уже быть на макияже в отдельной комнате в отеле. И это длится не 10-20 минут, как бывает у многих звезд – это отдельная профессиональная история.
Далее с ними летит продакшен-команда. И в отличие от американских и британских артистов, она может достигать 15 человек, потому что это абсолютно все специалисты по видео, LED, световым и звуковым эффектам. Иногда в тур ездят профессиональные спортивные массажисты, а также команда хореографов.
Затем это промоутеры и люди, представляющие бизнес-девелопмент – 5 человек, а то и больше. А также те, кто занимается мерчендайзингом – товарами для фанатов.
— И однако, несмотря на то, что K-pop – продукт сложный, имеющий очень высокую себестоимость, популярность его только растет. Как можно объяснить этот парадокс? В чем секрет? По-настоящему жестокая школа, где выживают только сильнейшие?
— Несмотря на то, что многие издания пишут о невероятной жестокости K-pop-индустрии, нельзя говорить о каком-то человеческом конвейере. Мы говорим о менеджмент-компаниях, которые очень заботятся о своих подопечных. И даже если еще 7-10 лет назад правила для артистов были очень жесткие, то сейчас почти у всех айдолов есть возможность повидаться с семьями, уезжать на краткие побывки домой. Краткие — потому что очень много работы, и чем больше ты работаешь, тем больше зарабатываешь. Но жанр остается все более открытым и дружелюбным. Хотя, если сравнивать с другими направлениями в мировой музыкальной индустрии и шоу-бизнесе, то жизнь и становление K-pop-айдолов больше всего похожи на уклад жизни олимпийских спортсменов. Подготовка достаточно жесткая: физическая, арт-подготовка, которая включает изучение разных видов искусства, вокальные занятия, хореография, расширение кругозора и изучение языков. Это такая академия подготовки многогранных артистов. И, понятное дело, что, как и обычную школу, ребенок не может прогуливать, ссылаясь на то, что это слишком сложно, все мы ходили по 10-12 лет в школу. Так и айдолы – они ходят в свою школу, им нельзя отлынивать. Но правила стали куда более мягкими, и сегодня говорить о какой-то жестокости и ужасных контрактах уже не приходится.
И, кстати, только в туре с корейским артистом можно быть уверенным – он при любых обстоятельствах выйдет на сцену. Препятствием может быть только какая-то фатальная история типа тяжелой травмы или болезни. Не бывало такого, чтобы артист напился, заленился, опоздал — не приехал или потерялся.
Однако это бешеная конкуренция, очень типичная для Южной Кореи – как между подростками, так и между взрослыми людьми: борьба за место в хорошем вузе, за работу в хорошей компании, и не все выходят из нее победителями. Но в целом детям, которые сегодня равняются на своих K-pop-кумиров, они служат достойным примером. И не стоит считать это слишком жестоким миром. Ведь когда мы смотрим Олимпиады или другие большие спортивные соревнования, мы же не сокрушаемся по поводу сломанных костей, жесткого режима и тренировок, которые проходят спортсмены. Так или иначе, мы восхищаемся ими и их победами. Ежегодно дебютирует огромное количество групп (счет идет на тысячи), а слышим мы максимум о сотнях. Следовательно, все ребята, которые не прошли этот отбор, остаются ни с чем. И это тоже можно сравнить с олимпийской школой. Ребята, которые с малых лет усердно тренируются, по сути, пропуская свое детство, не всегда выходят в финал. Кто-то становится профессиональным атлетом и чемпионом, кто-то нет. Так и айдолы – проходят многочасовые вокальные и хореографические тренировки, жертвуют своими социальными связями, потому что у них просто нет времени на прогулки. Но они понимают, что этот гигантский труд может привести к возможности попасть в заветный социальный лифт. Потому что в Южной Корее как таковой социальный лифт практически невозможен. И очень ограниченное количество ребят может поступить в топовые вузы и, следовательно, получить работу в лучших компаниях (а таких тоже немного). И становление профессиональным айдолом или актером, если не сложилась певческая карьера, открытие собственной вокальной или хореографической школы – это все же невысокий, но шанс. Именно поэтому люди играют в такую «игру в кальмара» – буквально на выживание.
И когда мне задают вопрос, например, почему дорамы стали такими популярными, хочется отметить, что в Корее, несмотря на то, что существует некоторая практика лоббирования на ТВ, в кино, в стране 48 миллионов населения, и большая часть в Сеуле. Это невероятная конкуренция.
— При этом, насколько мне известно, творческий век K-pop-айдолов очень недолог?
— Да, одна из причин – каждый южнокорейский мужчина до 30 лет должен сходить в армию. И, соответственно, это должно произойти либо до начала музыкальной карьеры (чего многие не делают), либо после выхода на пик популярности. И даже самая известная к-поп-группа мира BTS этого не избежала – двое ребят прямо сейчас проходят службу в армии. Никакой звездный статус в Южной Корее не освобождает от обязательной воинской службы. И, к сожалению, только некоторое количество людей способны пережить этот уход со сцены на значительное время, либо обычное человеческое старение. А у айдолов «старость» наступает уже в 33-35 лет. Чем они занимаются после ухода со сцены? Ребята, которые уже сделали какую-то карьеру и имеют свою фан-базу, продолжают либо актерскую карьеру, либо певческую (но это уже не такая большая популярность), или открывают свой бизнес, который связан с подготовкой детей к их собственной карьере. Могут также уйти в мюзикл – для этого нужно быть отличным певцом, и таких много. А мюзиклы в Южной Корее очень любят, часто ставят, поэтому стать звездой мюзикла – очень прибыльно. Собственно, и заниматься подготовкой детей тоже. Девушкам-айдолам намного проще. Красивых и талантливых охотно берут замуж. Но многие, покидая сцену (это касается парней и девушек), становятся продюсерами и сонграйтерами для новых поколений звезд. Это тоже хорошее развитие карьеры.
— Любопытно, как K-pop-индустрия влияет еще и на экономику Южной Кореи в целом? В Википедии есть такие факты, что фаны дарят своим кумирам рис – буквально в промышленных масштабах (на концерт известной группы прислали более 12 тонн), и в итоге появляются компании, которые специализируются на доставке этого риса или доставке обедов K-pop-айдолам от заботливых поклонников. Можно ли сказать, что эта индустрия помогает прокачивать экономику страны?
— Да, однозначно можно говорить, что K-pop-индустрия помогает экономике. Однако это происходит больше за счет туризма – очень много поклонников прилетают в Южную Корею именно с целью попасть на концерт любимой группы. Одна только BTS (самая популярная сегодня K-pop-группа) обеспечивает гигантский поток туристов. А также это колоссальное количество дисков, которые до сих пор продаются и выкупаются в промышленных масштабах. Мы говорим буквально о миллионах CD и DVD-изданий, которые выкупаются фанатами со всего мира – это и США, и Европа, и Япония, и Китай. Рис в подарок, пусть даже и в больших количествах – это такая внутренняя история, которая больше является выражением благодарности фанатов, но не слишком влияет на экономику в страновом масштабе. А вот туризм и К-контент (как музыка, так и дорамы) являются гигантским драйвером экономики. Пусть не в масштабах известных южнокорейских корпораций, но тем не менее.
Подпишитесь на недельный обзор главных казахстанских и мировых событий
По сообщению сайта kapital.kz