8 и 9 февраля в Русском драматическом театре имени Ф.М. Достоевского в Семее прошли премьерные показы спектакля «Чехов. Водевили», передает Arnapress.kz.
Спектакль «Чехов. Водевили» был приурочен к 165-летию со дня рождения Антона Чехова. В постановку вошли три маленькие пьесы писателя: сцена-монолог в одном действии «О вреде табака» и две шутки, тоже в одном действии, «Предложение и «Трагик поневоле».
Жанр спектакля определен как трагикомедия. Режиссер – Рача Махатаев, художник-постановщик – Ксения Бодрова, композитор – Ярослав Жуков.
Сдачу спектакля посетили юные театралы. Воспитанники театральной студии «Четвертая стена» при Дворце творчества детей и молодежи поделились своими отзывами о спектакле.
«Спектакль о «маленьких людях», тонущих в быту. У них нет грандиозных событий, трагедий и потрясений, их жизнь − это несчастье без несчастья: нелюбимые люди, дети, знакомства, работа, рутина, которая их поглощает… и невозможность вырваться из этого.
Интересные режиссерские приемы: сломанная «четвертая стена» — актеры обращаются прямо к зрителям и «брехтовское отчуждение», когда актеры словно примеряют на себя персонажа, не становясь его «адвокатами» (виртуозность владения этим приемом показали актеры Елена Дручинина и Егор Ермолаев в «Предожении»). Еще впечатлила условность. Условным было все: например, в первой сцене картонные модели людей, расставленные на авансцене, изображали аудиторию, во второй — толпу, сражающуюся между собой, а позже и вовсе использовались как лопаты. Или совершенно условный реквизит: с нарочитой примитивностью нарисованные на белых картонках сигареты, пистолеты, Угадай с Откатаем и Воловьи Лужки, которые эффектно «курились», отлично «стреляли» и становились объектом «кровавых» разборок.
У меня возникли аналогии с «Чайкой» Бутусова… сложно точно сформулировать, в чем именно, но вот, например, прерывающиеся сцены, когда вдруг начинается или песня, или какая-то вставная цирковая реприза, или этюд. Еще несомненная отсылка на «Чайку» случется, когда на сцену выходят актеры с оружием и подстреленными птицами. Также аналогия в приеме с «Рассказами Шукшина» Алвиса Херманиса, где актеры в диалоге тоже не смотрят друг на друга, все взаимодействие происходит через зал.
Еще из интересного: грим — «белая маска» и использование музыки для создания «звуковых картин».
В целом – очень интересно», – поделилась воспитанница студии Адия Төлендинова.
«Массовка из «черных людей», клопы, наигрывающие на синтезаторе, и бумага. Бумага, кстати, была везде. Этой «бумажностью», мне показалась, хотели передать ненадежность взаимоотношений между людьми. Я сохранила ту бумажку, которая мне досталась, это было так приятно. Финал классный», − рассказала о своих впечатлениях Ксения Фролова.
«Водевиль превращается в исповедь, а смех — в нервный рефлекс, скрывающий настоящее.
Интересные образы: красные стрелы, как символ невыраженных мыслей, или это картонное изображение жены… ха-ха, это что-то с чем-то! Я сама почувствовала давление и напряжение, как персонаж Вячеслава Макеева», − делится Елена Забродкина.
«Понравилась комедийная сторона спектакля, местами дурашливая. Но иногда спектакль переставал быть веселым и становился трагичным... А когда показали жену главного героя в виде демона, я решил: теперь точно не женюсь...» – говорит студиец Алихан Арпабаев.
«Спектакль о потере себя. Возможно, о потере таланта, о потере гения.
Маски, комичные этюды, нарисованный реквизит, множество песен, танцы – все есть признаки водевиля. Но при этом не стоит забывать, что Чехов и его «Чайка» разделили русский театр на «театр до Чехова» и на тот, что существует сейчас. При том, что в спектакле было много элементов именно «дочеховского» театра, не все так просто….
Почему я подумал, что спектакль о потере себя и прочее?
Тут видно, как человека съедает быт, в последнем рассказе это точно подведено со всеми этими «комарами», «списками продуктов», «супругами», всем, что «выбивает» из человека духовное.
Стирая с себя маску, Толкачев, обращаясь будто напрямую к зрителю, говорит «Зачем тебе это?.. Это не водевиль, это трагедия». Мне кажется, это и есть главная смысловая нить спектакля», – отметил воспитанник студии «Четвертая стена» Сергей Юдин.
К слову, следующий показ спектакля «Чехов. Водевили» пройдет в воскресенье, 16 февраля.
Тамерлан САЯНУЛЫ
Фото: Instagram/@theatre_dostoevsky
По сообщению сайта Arna Press