Напомним, что выставка «Танцы бесконечной степи» – это фото-поэзия, состоящая из серий снимков. Здесь же автор размышляет о поиске тишины и покоя в шумном мире. Выставка задает вопросы времени и глобализации, любви и верности, жизни и смерти, и обо всем этом можно будет побеседовать и с автором снимков на открытии экспозиции: Иван сможет провести экскурсию для зрителей во вторник, четверг и субботу – 2, 4 и 6 июля, с 13.00 до 18.00. Вход для всех желающих – свободный.
⠀
Будучи фотографом, режиссером и мультихудожником, Иван Рясков является и участником международных кинофестивалей и выставок, а также лауреатом фото-премий Best of the Vogue.
В ответ на вопрос о том, что послужило предпосылками к выставке «Танцы бесконечной степи», Иван отвечает: подтверждение художественной квалификации в родной Караганде. С возрастом он осознал – переняв опыт фотохудожников, в том числе советских – что на родине важно вносить свой вклад в культуру, работать с молодежью. Безусловно, желание показать свой творческий труд тут тоже играет не последнюю роль. В то же время, сейчас его интересует культурный обмен между Индией и Центральной Азией.
«Эта выставка для меня очень личная, и она уже вторая персональная – первой стала экспозиция в Экомузее в 2022 году, посвященная шырдакам и фотографиям, сделанным в Кыргызстане. Здесь, в пространстве Luna, представлены более 20 моих фоторабот, а расположены они так, чтобы сложиться в одну большую историю. Кроме того, мы разделили экспозицию на две зоны: она начинается в комнате перед пространством и продолжается собственно в пространстве Luna», — поделился Иван Рясков.
К слову, уже на входе зрителей встречает фотография младенца, которого заботливо держат руки взрослого. Это фрагмент обряда, проводимого в 40 дней с момента рождения малыша в Индии.
Серия фотографий девушек на конях, встречающая зрителя внутри, отражает моду степи, а каждый снимок сделан в разной локации – Алматы, Гоа, Непал (граница с Тибетом) и Караганда (около двух недель назад). Первая фотография, пояснил автор, была сделана в Кыргызстане вместе с местной художницей и дизайнером одежды Алтынай Осмоевой. Мама Алтынай, к слову, ранее была советником Ивана по съемкам фильма «Шырдак», и она же является советником президента ЮНЕСКО по нематериальному культурному наследию. Иван дружен с их семьей и неоднократно создавал проекты вместе с Алтынай.
«У меня давно зрела идея расположить модель на лошади, будто именно лошадь ведет человека по подиуму, словно экспоната. Первая такая фотография попала в номинацию Best of the Vogue, а потом и другие работы. Один из снимков впоследствии был продан на аукционе в Берлине. Хотелось бы продолжить эту серию и создать из нее книгу, так что нынешние снимки заявлены как начало большой серии. Хочется показать разные народности и культуры через одежду и этнические детали – и снять подобные работы по всему миру», — признался Иван Рясков.
Куратором выставки Ивана Ряскова стала куратор современного искусства Лариса Карчевская. Карагандинка поделилась: очень хотелось показать Ивана именно как художника – а именно таким она его и знает – и продолжить знакомить горожан с его творчеством.
Поиск тишины – одна из отраженных в экспозиции тем. Но догадка о том, связан ли этот поиск с тишиной, которой нам не хватает в городском шуме, шуме голосов людей, транспорта или любом другом, не совсем верна. Дело в другом:
«Я полгода прожил в Индии – вернулся недавно, и во время пребывания там побывал в городе Варанаси. Его называют городом мертвых, городом смерти, на протяжении тысяч лет люди едут туда, на берег Ганга – умирать, а огонь в этом городе горит бесконечно. Считается, что этот огонь поджег один из важнейших богов индуизма Шива. Так вышло, что я настолько потерял себя, и мне хотелось «пересобраться» как художнику. Я отправился в эти места за исследованиями для фильма – и уехал как раз накануне своего дня рождения, мне должно было исполниться 35. Уже на месте я узнал: мой день рождения проходит в канун праздника Дивали – фестиваля огней, символизирующего победу света над тьмой. Сказать, что я был в шоке – значит, не сказать ничего. Купался в Ганге, и в этот приезд – а он был третьим – уже не смотрел на Варанаси как на город смерти, а как на город жизни. Понял, что материальное отслаивается, прошлое уходит, как и какие-то ошибки, совершенное когда-то хулиганство... Сам праздник я в работах экспозиции не показал – их очень много», — рассказал Иван Рясков.
Есть на выставке и серия снимков, сделанная в Карагандинской области: они символизируют возвращение автора на родину и его рефлексию, возможность посмотреть на родной край под другим углом. Так родилась еще одна серия работ – как искупление прошлых ошибок, добавил Иван, стремящийся приносить прекрасное в культуру Караганды.
Все работы выставки «Танцы бесконечной степи» изначально имелись в количестве пяти копий каждая (некоторые уже куплены). Понравившиеся снимки, уточнил Иван Рясков, можно будет приобрести, а цены – уточнить у автора.
Фото автора
По сообщению сайта EKaraganda.kz