Напомним, что в начале января этого года Айбек Бегалин проводил персональную выставку «Лос-Анджелес-Караганда» в галерее «Алтын ғасыр» и участвовал в других сборных выставках после возвращения из Лос-Анджелеса. В новой экспозиции в музее представлено 145 работ – больших и малых, живописных и графических, где автор философствует о прекрасной Атлантиде, вечности и быстротечности Времени, о футуристических городах-мегаполисах, а также представляет свои философские работы и реалистические картины, где цветы в натюрмортах – это гимн красоты и жизни. Среди цветов, кстати, тоже есть футуристические, но об этом чуть позже.
Еще до официального открытия выставки Айбек Бегалин рассказал о некоторых полотнах первым зрителям, среди которых были его коллеги. Музей ИЗО в принципе в день открытия экспозиции был полон народу – сюда прибыли и художники, и молодежь, и друзья, и родные автора.
Рассказывая о работе «Дирижабль» — одной из пяти больших, 180 на 120 сантиметров – Айбей подметил тему этих гигантов, которая заботила его еще в девяностые годы. У него была серия картин, в нее входили несколько работ, включая «Горящий дирижабль» и «Ковчег над городом». Кто-то из зрителей напомнил ему про фильм «Викинги против пришельцев» — и позже, кстати, Айбек Бегалин отметил, что в свободное время любит читать фентези, наблюдая за развитием героя и эпичного сюжета. Отвечая на вопрос о своей уникальной технике – бегалиграфии, которая подробно детализирует его полотна и приглашает рассматривать их подолгу – художник упомянул зрительную психологию, обычную перспективу и перспективу наложения.
С выставки «Лос-Анджелес-Караганда» Айбека Бегалина в карагандинской галерее прошло меньше трех месяцев. За это время, поделился автор, неустанно готовился к «Атлантиде», и «Лос-Анджелес-Караганда» тоже стала определенным этапом подготовки к ней.
«Кроме того, я дописывал работы, которые, как мне казалось, нужно слегка улучшить. Допустим, картина «Серафим» была начата в 1996 году – она же здесь самая старшая – в этом году я ее доработал, спустя почти 30 лет. Думаю, это нормально, возвращаться к картинам, чтобы сделать их еще лучше. Есть у меня полотно «Размышление» – я как-то его выставлял, но оно было совсем другим. Тоже дописал в этом году», — делился Айбек Бегалин.
Живя в США, художник работал над начатыми в 2003 году большими картинами – «Алтантида», «Дирижабль», «Падение звезды», «Мегаполис» и «Время» – и они тоже представлены на выставке, где занимают центральное место: гости музея увидят их сразу.
Понятно, что создание большой картины – это куда большее время работы, больше ресурсов. Возможно, раньше, два-три века назад, большие полота создавали чаще, хотя по мнению Айбека Бегалина это явление индивидуальное.
«У меня была потребность писать большие картины – и вообще во всем цикле содержится около 30 картин, включая эти пять. Этот же цикл начинается с серии работ под общим названием «Апокалипсис», где рефреном идет тема «Грозный блистающий мир». Семь картин цикла находятся в Москве, восемь – в Воронеже, еще семь – в Астане, в музеях и частных коллекциях. У меня осталось пять картин этого цикла, которые и заняли одну из стен музея сейчас», — уточняет Айбек Бегалин. В целом художник работал над большими картинами почти 20 лет, периодически к ним возвращаясь.
Надо сказать, что при эпическом масштабе, сюжете и названиях, вызывающих по-хорошему беспокойный трепет – чего стоит одно «Падение звезды» — картины Айбека ни в коем разе не вызывают негативных впечатлений. Оттенки здесь – теплые, и во время исследования полотна думаешь не столько о возможном финале сюжета, сколько о том, как считать те или иные детали работы. Что касается «Мегаполиса» — название у него, скорее, из современного лексикона, но изображение самого города – более фентезийное.
«Мне хотелось изобразить современный город, или даже город будущего. Но в какой-то момент я остановился и не мог продолжать эту работу. Почему-то в Лос-Анджелесе смог ее завершить – нашел нужный оттенок для неба, к примеру, другие моменты тоже сложились между собой... И в итоге «Мегаполис» стала портретом Лос-Анджелеса. В то же время, само слово для меня означает непосредственно город, а не столько город в исключительно современном исполнении. Как будет развиваться архитектура будущего? Предполагаю, не столько в сторону строительства «коборок», но в сторону изящных бионических конструкций, похожих скорее на растения, на ветвистые деревья. В моем полотне древо населено людьми, а на вершине – кристалл, питающий город энергией», — пояснил Айбек Бегалин.
На выставке есть работы 2024 года: в январе художник создал три картины под общим названием «Орхидеи», однако эти цветы, исполненные почти что в 3D-стиле, можно рассматривать и как триптих, и как самостоятельные полотна. Неподалеку от работ, кстати, в музее расположился и эскиз к этим картинам.
«Создавая эти цветы, представил себе самый урбанистический и самый минималистический интерьер – что подошло бы туда? Думаю, вот эти орхидеи. Их можно как одеть в багет – но лучше в светлый, так и использовать без рамок», — делился художник.
На открытие выставки «Атлантида» заглянули немало известных гостей. Среди них были как художники, так и представители других культурных сфер – например, директор кинотеатра «Сарыжайлау» Саят Абдигали. Изучив работы, Саят поделился, что обязательно вернется в музейный зал спустя пару дней – чтобы побыть с картинами наедине и поразмышлять об увиденном в тишине.
Заслуженный деятель РК и Почетный гражданин Караганды Рымбала Омарбекова отметила: каждая работа Айбека Бегалина вызывает особые эмоции. Директор музея Изобразительного искусства Бибигуль Кудабаева добавила: приятно воочию видеть работы Айбека, многие из которых раньше удавалось наблюдать только в социальных сетях, и она же описала экспозицию именно как фантастическую планету. Председатель Союза художников Караганды Айдархан Калмаханов рассказал об Айбеке как о человеке глубоко интеллектуальном – что, собственно, отражено в его работах.
А художник Владимир Проценко немного вернулся к фентези: оказывается, около 30 лет назад Айбек вместе с Владимиром и другими художниками создавали Государство Духа, где были свои рыцари – и Бегалин был двигателем этой идеи, которую товарищи по кисти подхватили. В зале галереи на Бухар жырау, 33 организовали групповую экспозицию – там впервые проявились детали, которые в творчестве Айбека тронули сердца далеко не одного зрителя.
Немало о художнике поведала и Заслуженный профессор и карагандинский искусствовед Лариса Золотарева: в нем, призналась, всегда поражали удивительная эрудиция и всеохватный ум, начитанность, интуиция и невероятная творческая энергия.
«Автор размышляет в фантастическом реализме – это его основополагающий метод, потому что образ для художника есть реальность. А выставка, кроме того, организована по циклам – в том числе здесь представлена и графика, где можно наблюдать поразительный образ шамана. И, безусловно, без внимания не осталась и этнокультурная тема, вместе с ней – портреты нашей Караганды и ее пейзажи. Как мне видится, экспозиция рассчитана прежде всего на зрителя думающего, глубоко чувствующего и рассуждающего», — поделилась Лариса Золотарева.
Понравившиеся работы выставки «Атлантилда», рассказали в музее, можно приобрести: смотрители ознакомить гостей с прайсом, а цены автор установил весьма лояльные.
Цена входного билета в музей – от 100 до 500 тенге. Билет на экскурсию с экскурсоводом (для одного человека) обойдется в 700 тенге (для группы посетителей эта сумма распределяется по стоимости билетов). В будние дни музей, расположенный по проспекту Бухар жырау, 76, открыт с 10.00 до 18.00, в выходные – с 10.00 до 17.00.
Фото автора
По сообщению сайта EKaraganda.kz