Журнал «Pianiste magazine» описывает Давида Бисмута как одного из самых выдающихся французских пианистов своего поколения. Давид известен за его яркую и глубокую игру, сочетание техничности и поэзии тембра. В 14 лет он поступил в Парижскую высшую национальную консерваторию музыки и танца и окончил ее с отличием по классу фортепиано и камерной музыки. Изначально учился в Консерватории Ниццы, а затем в Париже. Французская музыка, занимающая особое место в дискографии Давида, записана на пяти дисках – записи представляют творчество Дебюсси и Дюка, Прокофьева и Сен-Санса, Баха. Дэвид Бисмут участвовал в фестивалях в Тулузе и Колмаре, Нантесе, в Венеции и Риме. Месяц назад он давал концерт в Карнеги-Холле в Нью-Йорке. За его плечами – выступления и с авторитетными мировыми оркестрами: Национальным оркестром Франции, Капитолия Тулузы, с филармоническим оркестром Ниццы.
Сейчас он живет в Париже, где жители активно посещают концерты – в городе немало площадок для этого, а выступления происходят каждый вечер при полных залах. Но если там музыканты могут быть молоды, а публика в основном возрастной, то в Казахстане, подмечает Давид, публика представляет очень разные поколения, что тоже прекрасно.
Фото Екатерины Фирсовой
В Казахстане и Караганде, поделился Давид Бисмут, не впервые – приезжает во второй раз, и резко континентальный климат этих широт музыканта не пугает. После Казахстана он отправится в Бахрейн, ожидаются новые поездки и проекты – их немало, потому что после пандемии наконец-то стало возможным путешествовать. На вопрос о самом запоминающемся концерте Давид отвечает философски: после пандемии и двухлетних запретов на выступления, каждый концерт – особенный, ведь сфера культуры просыпается. Но у этого есть и обратная сторона медали: Давид редко видится с семьей, поэтому все свободное время проводит с родными.
— В Караганде очень живая публика, — делится гость, и он далеко не первый, кто отмечает это качество карагандинских зрителей. – С аудиторией здесь устанавливается очень четкая связь, и особенно хочется отметить то, как зрители выражают свое воодушевление – это очень трогательно. Должен сказать, что во Франции обычно не получаешь цветов после концерта, — с улыбкой признается музыкант. – Плюс ко всему, в «Шалкыме» естественная акустика – она одна из лучших, которые я встречал в последнее время. Это, наверное, подчас даже важнее, чем качество инструмента – но здесь он тоже, отмечу, замечательный.
Выбор пианино как инструмента для игры произошел подобно щелчку, вспоминает Давид – он увидел человека, играющего на инструменте, однако не исключает, что могло быть и другое развитие событий: «Заметь я скрипача – возможно, был бы скрипачом». На других музыкальных инструментах, говорит, не играет. А если бы не занялся музыкой, стал бы, предполагает, теннисистом или архитектором. К профессии же музыканта и артиста в Европе отношение особо уважительное: если человек желает пойти по творческому пути – а таких молодых людей немало, его не отговаривают, рассказывает Давид. Эти профессии не сдают своих позиций и считаются признанными, важными для общества.
— Технологии сейчас стремительно развиваются, однако важным остается прямой контакт со зрителями, с публикой, — считает Давид Бисмут. – Это энергетический, творческий обмен, общение напрямую, без технологий между нами – что приятно и трогательно. Приятно видеть, как люди приходят пообщаться после концерта, поговорить о чем-нибудь, сделать фото или взять автограф. Я убежден, что будущее музыки как раз в возможности ее представлять в залах публике и общаться с ней. Да, сейчас очень многое есть в записях, онлайн – но прослушивание живой музыки здесь и сейчас дает совершенно другие ощущения.
Сам Давид больших произведений не пишет, однако один из его друзей – музыкальный терапевт, для музыкотерапии которого Бисмут сочиняет небольшие пьесы. В свободное от концертов время он слушает музыку разных жанров, поскольку основное место занимает классика – и в списке композиций, говорит, есть даже Димаш Кудайберген.
Что важно, чтобы стать профессионалом? Успех – залог ли только таланта, или еще и техники? На этот вопрос Давид Бисмут тоже отвечает философски: нужны оба этих элемента, и не только они.
— Это должен быть, так сказать, ансамбль условий. В самом начале пути важна страсть и интерес к инструменту, увлеченность им. Талант важен, чтобы уметь выразить то, что хочется. Важно не бояться публики. Не менее важна и способность работать – в течение всей жизни, и для этого важна еще и физическая выносливость – над этим задумываются реже всего, но она играет свою роль, даже если ты не спортсмен. Потому что нужно иметь силы выучить репертуар и, допустим, отправляться в частые поездки. Если хотя бы один из этих элементов потеряется, успеха может и не случиться, — делится музыкант.
Фото автора
По сообщению сайта EKaraganda.kz